Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Виды афазии

Разновидностей заболевания очень много. Специалисты определяют заболевания на основе анатомических, лингвистических, психологических и иных критериев. К наиболее полному раскрытию вопроса подошёл А. Р. Лурия. Его классификация считается общепринятой в мировой практике.

Выполнить действие по просьбе пациент не может.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще.

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного.

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови.

Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург.

Диагностика

Изучение восприятия у больных с афазией — задача целой группы специалистов. Обязательно участвуют как минимум невролог и логопед. Первый занимается органическими и функциональными проблемами в разрезе анатомии и физиологии, задача второго — коррекционная работа, оценка степени нарушений, выявление тяжести проблем высшей нервной деятельности. При необходимости привлекается нейрохирург, клинический психолог, психиатр. Стандартное обследование представлено группой мероприятий:

  1. МРТ головного мозга, компьютерная томография при необходимости. Определяет структурные нарушения церебральных структур. В начале проводится обзорное исследование, затем прицельная оценка конкретной области в трех проекциях для получения максимума информации. Опухоли, рассеянный склероз выявляются с применением контрастного усиления (гадолиний при МРТ, йод при КТ).
  2. Допплерография сосудов, дуплексное сканирование головного мозга. При наличии предполагаемых или уже выявленных сосудистых проблем. Чтобы определиться с характером нарушения и его степенью.
  3. При подозрениях на нейроинфекции врачи прибегают к люмбальной функции. Проколу спинного мозга для забора части ликвора, спинномозговой жидкости и дальнейшей оценке его в лаборатории.
  4. В обязательном порядке проводится серия тестов у логопеда. Оцениваются все аспекты речевой деятельности. Чтение в слух и пересказ прочитанного, повторение простых фраз с все большим усложнением конструкций, выявление связей, написание простых диктантов.
Читайте также:  Чем полезна фасоль для человека — 6 научных фактов

Диагностика проводится в стационаре, действовать нужно быстро. При развитии опасных состояний вероятна инвалидизация или гибель пациента. Афазия вполне может быть вершиной айсберга.

К таковым можно отнести агнозию.

Внезапное нарушение речи или афазия

Афазия – это полное или частичное расстройство речи, возникшее по разным причинам. Диагностикой отклонения занимаются неврологи, психологи и логопеды. Заболевание может возникать у взрослых и детей. Классификация афазий осуществляется по этиологическому фактору и неврологической симптоматике. От этого зависит течение патологии, прогноз и терапия.

  • Причины развития
  • Классификация форм
  • Симптомы
  • Диагностика заболевания
  • Терапия речевого расстройства
  • Профилактические меры

Причина патологии заключается в образовании патологических зон в участках головного мозга, отвечающих за формирование речи. К характерным признакам афазии относят нарушение произношения звуков, скудный словарный запас, проблемы с грамматикой, тяжелое восприятие устной речи и письма. Кроме того, страдает двигательная активность и психологическая сторона личности пациента.

Терапия речевого расстройства.

Диагностика

Дисфазия диагностируется тремя взаимодополняющими способами:

  1. Нейровизуализация.
  2. Клиническая беседа.
  3. Обследование у патопсихолога или медицинского психолога.

Обследование лиц с афазией начинается с выявления органического очага патологии. Для этого в клинической практике используются методы нейровизуализации – компьютерная и магнитно-резонансная томография, функциональная МРТ или позитронно-эмиссионная томография. Диагностические инструменты устанавливают локализацию очага и его характеристики, например, объем поражения зоны Брока.

Второй этап – обследование речевых функций у больных. Представляет собой клиническую беседу, в ходе которой невролог с логопедом выявляют расстройства языка при помощи вопросов, диалога и просьбы выполнить диагностические упражнения, например, кратко написать автобиографию. В результате клинической беседы оценивается форма афазии и ее глубина.

Третий этап – обследование у медицинского психолога. Специалист выявляется сопутствующие нарушения высшей нервной деятельности, например, нарушение пространственной ориентации, неспособность к счету, снижение интеллекта и психические расстройства и состояния (депрессия, тревога).

Рекомендации близким больных иметь терпение пациенты будут говорить невнятно, нечленораздельно, будут издавать хаотические звуки, говорить медленно и с паузами между словами.

Афазия и её виды

MedPsy.World – сайт для всех, кто интересуется психологией и её медицинским аспектом.

Речь больного звучит примерно так Я проснулся, пошел в комнату, в которой моются, почистил то, чем едят, а дальше пошёл туда, где готовят.

Лечение динамической афазии

При такой форме заболевания проводят следующие коррекционные мероприятия:

  • Восстановление экспрессивной речи. Пациентам предлагают восстановить правильный порядок слов в неверно построенных предложениях, классифицировать предметы по разным признакам («Одежда», «Мебель»), считать в прямом и обратном порядке.
  • Создание специалистом речевых ситуаций, в которых инициатива ведения диалога должна принадлежать больному.
  • Пересказы текстов: вначале – при помощи развернутого вопросника, затем – с помощью ключевых слов.
  • Восстановление письменной речи.

Восстановление фонематического слуха.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия:
    эфферентная;
    афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.
Читайте также:  Аллергия на презервативы: причины, симптомы и лечение

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Основные виды афазий

Отдельные виды афазии определены расположением очаговой патологии в мозге, отчасти патогенезом, и, основной утраченной функцией.

  • Моторное эфферентное афатическое расстройство формируется при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. Происходит нарушение фразообразования. Симптомы патологии сводятся к непреодолимой инертности воспроизводимой речи (типичная характеристика). Нарушается своевременность переключения артикулем. Выраженно страдает конструирование речи, которая приобретает дезорганизованный характер. Свойственны персеверации – непроизвольное, но стойкое повторение определенного звука или слова. Патология сочетается с расстройством графической речи и алексией.
  • Моторное афферентное афатическое расстройство наблюдается при поражении нижних отделов теменной доли, включая постцентральную извилину. Формируется артикуляторное нарушение фазиса, особенностью которого является патология кинестетического восприятия импульсного потока. Обнаруживается патология артикуляции звуков, пациенту трудно найти необходимую артикуляторную позицию. Для афферентной формы характерны фазисные стереотипии (повторения речевых элементов), расстройства импрессивной речи, аграфия и алексия.
  • Сенсорная афазия. По-другому, ее называют акустико-гностической или импрессивной. Возникает при повреждении задних отделов извилины Гешля. Типично нарушение восприятия фазиса, то есть выпадает понимание импрессивной речи. Возникает непродуктивное многословие – дезорганизованный поток слов. Акустико-гностическая сенсорная афазия проявляется переставлениями слогов в слове или их заменой на схожие, повторениями услышанных фраз за собеседником, искажением всей звуковой структуры элементов предложения.

  • Динамическая афазия является следствием патологии задних лобных отделов. Снижается инициатива фазиса – активный, автономный, произвольный и результативный процесс говорения. Проблемы планирования речи зависят от степени повреждения корковой зоны. Может сочетаться с изменением эмоциональной сферы: эйфорией, насильственным смехом, отсутствием критики к собственному состоянию. Отмечается ограничение словарного запаса. Свойственен феномен «эхолалий» – непроизвольное, механическое повторение речи других, чаще всего последней услышанной фразы или слова. Динамическая форма проявляется в виде специфических аграмматизмов, выражающихся в пропуске определенных частей речи, употреблении речевых шаблонов и слов-паразитов.
  • Семантическая афазия является следствием повреждения теменно-затылочно-височных областей. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, степени логических связей между словами, пространственных предлогов. У больных возникают проблемы восприятия сложносочиненных предложений. Отличительной чертой такой формы афазии является отсутствие грубого страдания собственно фазиса, но разговор строится из простых речевых оборотов.
  • Акустико-мнестическая афазия формируется при повреждении среднезадних отделов височной области. Типичной характеристикой при этом является патология акустикофазисной памяти и уменьшение количества ее восприятия. Амнестическая афазия обедняет визуальные представления об увиденном. Проявляются сложности при назывании предметов и людей, при описании сюжета картин.

Чаще всего в клинической практике наблюдаются сочетанные формы афазии.

У больных возникают проблемы восприятия сложносочиненных предложений.

Симптоматика заболевания

Любая форма афазии влечёт за собой нарушение речи, это связано с тем, то первичное выпадение речевого процесса влечёт за собой распад всей сложной системы речи.

Также у них наблюдаются такие признаки как: контаминации, литеральные парафазии, персеверации. Для них характерны: гипофония, длительные паузы. У пациентов выявляются грубые нарушения чтения, письма (дисграфией/аграфией, дислексией/алексией).

В медицине существует два вида афферентной афазии. В первом случае четко выражено наличие речевого эмбола, артикуляционная апраксия. Во втором случае происходит проводниковая афазия (нарушение повторений, ситуативная речь неизменна).

Читайте также:  Нурофен при грудном вскармливании

По различным типам афазии, можно выделить такие симптомы афазии:

  • При сенсорной(акустико-гностической) афазии происходит нарушение слухового восприятия речи, при том, что физический слух в норме. Пациент, у которого афазия Вернике не контролирует свой речевой поток, который характеризуется развитием компенсаторного многословия, и не понимает речь окружающих. Вначале развития заболевания речь больного представляет собой случайный набор слов, звуков и слогов. Затем наступает стадия логореи (многоречивости) при этом проявляются аграмматизмы, вербальные и литеральные парафазии. Также происходит нарушение письма, чтение страдает меньше так как, опирается на кинестетический и оптический контроль.
  • Акустико-мнестическая афазия связана с трудностями удержания в памяти информации воспринятой на слух. Больной не может уловить смысл речи, не в состоянии воспроизвести связку из нескольких слов. Выражена повышенная речевая активность.

Трудности в назывании предметов, нарушение зрительной памяти которое вызывает нарушение счетных операций, понимания читаемого текста и письма.

Если пациент забывает названия предметов, у него нарушено понимание деепричастных и причастных оборотов, метафор, пословиц; речевых оборотов, которые отображают причинно- следственные, пространственные взаимоотношения — это является проявлением амнестико-семантической афазии. При семантической афазии происходит нарушение понимания читаемого текста — акалькулия.

При динамической афазии у больного нарушается спонтанная повествовательная речь, несмотря на то, что он в состоянии воспроизводить звуки, короткие слова и у него не нарушено повторение и автоматизированная речь. Во время разговора у пациента наблюдаются персеверации и эхолалии.

При динамической афазии у больного нарушается спонтанная повествовательная речь, несмотря на то, что он в состоянии воспроизводить звуки, короткие слова и у него не нарушено повторение и автоматизированная речь.

Афазия

В некоторых случаях людям с афазией также трудно понять устную и письменную речь.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга.

Эфферентный тип болезни.

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

моторная афазия афферентного и эфферентного типа;.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: