Как научить ребенка произносить букву «Р»

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

  • плохая подвижность языка;
  • аномальное строение подъязычной уздечки;
  • неправильный прикус;
  • слабо развитые мышцы щек и губ.

Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

  • аллергический ринит;
  • тонзиллит;
  • перенесенная ангина;
  • наличие аденоидов или полипов в горле;
  • парезы ЛОР-органов.

В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.
  • Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

    Проблемы с ЛОР-органами.

    Как поставить звук “р” в домашних условиях

    Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

    Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

    Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:

    • “р”, звучащий автономно;
    • “р” в слогах и в словах;
    • “р” в связной речи.


    Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

    1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

    Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

    2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

    3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

    4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

    Читайте также:  Хлорофиллипт инструкция полоскание горла

    Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

    Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

    Скороговорки отлично помогают поставить мягкий “р” :

    Как успехи? Можно отдохнуть)

    Звук ддррр должен получиться.

    «Маятник»

    Высунуть язык и поводить им в разные стороны: влево-вправо и обратно.

    Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела.

    Когда нужна коррекция

    Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

    Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

    В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

    Норма произношения «Р»:

    • губы расслаблены;
    • расстояние между зубами 4-5 мм;
    • кончик языка поднимается к верхним деснам;
    • язык вибрирует в струе воздуха;
    • средняя часть спинки языка выгибается;
    • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
    • боковые края прижаты кверху;
    • голосовые складки в момент говорения колеблются.

    Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

    Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

    1. Велярный.
      Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
    2. Увулярный.
      Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
    3. Носовой.
      Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
    4. Двугубный.
      В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
    5. Щелевой.
      Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
    6. Межзубный.
      Язык находится между зубами.

    Этапы коррекции нарушений:

    1. Подготовительный.
    2. Постановка звука.
    3. Автоматизация.
    4. Дифференциация.
    5. Закрепление в речи.

    средняя часть спинки языка выгибается;.

    Закрепление звука «Р» в речи ребенка

    Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

    • Произнеси слоги
    ра-ра-ра-рара-ро-ры-ру
    ро-ро-ро-рору-ры-ра-ро
    ры-ры-ры-рыры-ра-ро-ру
    ру-ру-ру-руро-ру-ра-ры
    • Чистоговорки

    РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

    РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

    РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

    РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

    УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

    • Повтори предложения

    – Вера и Рома играют в жмурки.

    – Туристы развели костёр.

    – Фёдор топором рубит дрова.

    – У Иры красные рукавички.

    – Шофёр проверят мотор.

    • Повтори скороговорки

    – На горе Арарат растёт крупный виноград.

    – У мыши в норке сыра корка.

    – Трое трубачей трубили в трубы.

    – После росы росли розы.

    – Во мраке раки шумят в драке.

    • Повтори потешки

    У реки росла рябина,

    А река текла – рябила.

    Там гуляла рыбина.

    Эта рыба – рыбий царь,

    Под горкой – норка.

    В этой норке крот

    Шёл Егор через двор,

    Нёс топор чинить забор.

    Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

    для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка.

    Почему возникают проблемы с произношением буквы «Р»?

    Звук «Р» считается одним из наиболее сложных в русском языке. Требует хорошего развития речевого аппарата, поэтому дети начинают произносить его в возрасте 5–6 лет.

    Если сложности с произношением возникают в более старшем возрасте, это может указывать на следующие проблемы:

    • Особенности физиологии языка. Основной причиной проблем с выговариванием становится короткая подъязычная уздечка – язык не может достать до неба для полноценного произношения.
    • Недоразвитость артикуляционного аппарата, а именно недостаточная подвижность и амплитуда движений языка. Такая проблема возникает, когда ребенок мало разговаривает или имеются спазмы лицевых мышц.
    • Нарушение фонематического слуха. В этом случае дошкольник не только не выговаривает звук, но и замещает его другими буквами, например «Л», «Й», «Г». Возможно наличие сложностей с другими звуками.
    • Нарушение дыхательной активности. Проблема часто возникает при патологиях дыхательной системы хронической и острой формы (ринит, аденоиды).

    Иногда недоразвитие речевого аппарата, нарушение фонематического слуха и аномалии в строении языка могут вызвать проблемы с другими буквами, которые можно диагностировать значительно раньше, в возрасте 3 лет. Нарушение дыхательной активности, кроме звукопроизношения может стать причиной заикания.

    Читайте также:  Крем для кожи вокруг глаз

    Как научить ребенка говорить букву «Р» расскажет логопед, основные рекомендации:

    • Не стоит проводить занятия с детьми до 2-х летнего возраста.
    • Чтобы научить дошкольников говорить правильно, с 2 лет можно использовать легкие задания на развитие речевого аппарата.
    • Оптимальный возраст для логопедических занятий – 5 лет – когда происходит становление речи.
    • Наиболее эффективными будут упражнения в игровой форме, которыми можно привлечь внимание.
    • Важно пройти полный курс тренинга для получения результатов и их закрепления.
    • Работа с дошкольником должна проводиться ежедневно или по индивидуальному графику, составленному логопедом.

    В домашних условиях тоже можно добиться желаемых результатов при помощи специальных тренингов для дыхательного и артикуляционного аппарата.

    Справиться с этой проблемой можно самостоятельно в домашних условиях или при помощи тренировок с логопедом.

    Моторчик

    Под язык помещается палец и совершаются активные движения. Одновременно при этом выполняется упражнение КОМАРИК.

    Для этого потребуются специальные логопедические инструменты.

    Закрепление в словах

    Вначале нужно использовать такие слова, в которых звук «Р» будет находиться в начале слова: радуга, растение, роща, ров, рот, рожь, рука, ручей, рубашка, ручка, рынок, рыбак, рычаг, рыжик.

    Далее для закрепления звука потребуются слова, в которых «Р» стоит в середине слова, но он окружен гласными. Приводим пример подобных слов: горы, город, жара, нора, фара, пара, шары, хоры, нарочно, сорока и.т.д.

    Теперь – звук «Р» стоит в конце слова: спор, хор, мотор, жар, комар, самовар, мир и т.д.

    Следующим этапом будет закрепление в словах, где звук будет стоять в середине слова в сочетании с согласными: кран, прочно, брось, праздник, прачка, прыгать, град, графин, сугроб, ограда, груша, бугры, трава, трамвай, ветры, остров, стройка и т.д.

    Но для произнесения слов данной группы необходима предварительная работа по отработке слогов в сочетании с согласным звуком:

    • БРА-БРО-БРУ-БРЫ
    • ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ
    • ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
    • ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ

    Данные слоги стоит произносить как по горизонтали, так и по вертикали.

    Для того чтобы разнообразить ваши занятия с малышом, можно использовать задания на звукоподражание. Например, «Скажи, как работает двигатель у автомобиля?» – тррр, «Как можно остановить лошадку?» – тррр, «Изобрази кота, который мурчит» мурр-мурр, «Покаркай как ворона» карр-карр, «Когда тебе холодно, как ты говоришь?» бррр. Эти игры безусловно понравятся ребенку и отвлекут от реальной задачи, для которй они используются.

    Мягкий звук Р.

    Что считается нормой?

    Дрожащие согласные «р» (твердый) и «рь» (мягкий) правильно произносятся определенным образом. Если ребенок нормально говорит букву р, то у него:

    • Полураскрытые губы либо открытые таким образом, чтобы можно было произнести следующий звук (преимущественно гласный).
    • К альвеолам за верхними зубами прислонен языковый кончик.
    • Между небом и спинкой языка спокойно проходит воздух.
    • Разомкнутые зубы.
    • К верхним коренным зубам плотно примыкают боковые края языка.
    • Происходит вибрация голосовых связок.
    • Языковое колебание достигается за счет воздушного потока на выдохе.

    Если к небу поднять среднюю часть спинки языка и чуть продвинуть язык вперед, то родится мягкий «рь».

    Полураскрытые губы либо открытые таким образом, чтобы можно было произнести следующий звук преимущественно гласный.

    Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей

    • Логопедические занятия дома на букву «р»
    • Советы логопеда
    • Упражнения для постановки буквы «р»
    • Подготовка речевого аппарата
    • Постановка звука «р» с детьми
    • Закрепление результата
    • Когда нужна помощь логопеда

    После года ребенок начинает пробовать произносить слова, в два — предложения, а в три — уже выстраивает свою речь осознанно. Некоторым малышам очень сложно выговаривать звук «р». Случается и так, что и взрослому человеку эта буква не кажется легкой в произношении. Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях упражнения, помогающие закреплению навыка, тренировки и артикуляционная гимнастика — обо всем можно узнать из данной статьи.

    Постановка звука р с детьми.

    Основные виды нарушений при произношении звука «р»

    Есть два вида неправильного произношения [р]: параротацизм и ротацизм.

    Параротацизм бывает семи видов и представляет собой замену [р] на согласные [в], [д], [г], [й], [л], [л’], [р’] (один вид — одна согласная), причем замена [р] на [р’] или [р] на [л’] впоследствии отражается на письме.

    Ротацизм подразделяется на двенадцать видов в зависимости от специфики произношения:

    1. Глоточный (фарингальный) ребенок произносит [р] хрипло вследствие прохождения воздушной струи через заднюю стенку глотки и корень языка.
    2. Носовой (гнусавый) — воздушная струя проходит через нос, в результате чего слышится специфический хрип.
    3. Гортанный — колебание формируется вследствие вибрирования сомкнутых голосовых складок.
    4. Проторный (одноударный) — выговариваемый звук напоминает [д], чтобы произнести [р] малыш правильно артикулирует, но вибрация возникает лишь однажды или ее нет вообще. Издать рычание [рррр] ребенок не может.
    5. Билабиальный по-другому называется кучерным, так как формируется вследствие вибрирования губ при выпускании воздушной струи. Произносимый звук похож на [прр], которым наездники останавливают лошадей (отсюда название — «кучерный»).
    6. Щечный — ребенок произносит [р] с помощью щек и боковых участков языка.
    7. Назальный — один из видов ротацизма, который может возникать при анатомической патологии в форме укорочения мягкого неба. Вибрация формируется при участии глотки и задней части неба.
    8. Интердентальный — малыш говорит [р], располагая язык в межзубное пространство.
    9. Боковой — вибрация осуществляется участком языка сбоку. Очень часто такой дефект постановки звука можно услышать, если имеются неполадки анатомического строения ротовой полости. Когда ребенок начинает выговаривать [р], то он сочетает «р» и «ль», в результате чего произносит [рль].
    10. Велярный — когда малыш пытается выговорить [р] при прохождении воздуха вибрирует небо. В результате звук формируется неправильно. Подобное произношение иначе называется картавостью.
    11. Увулярный — представляет собой своеобразный «рокот» от горлового произношения, такой дефект иначе называют «французское р». Искажение звука происходит по причине вибрации только мягкого язычка.
    12. Звук [р] ребенком не произносится, например, рыба — ыба, рак — ак, кучер — куче, краб — каб.

    Обратите внимание, что мы учим ребенка произносить не букву «эр», а звуки [р] и [р’] («рь»).

    Чаще всего причиной, почему малыш неправильно говорит [р] служат горловой, боковой, гнусавый, кучерский, щелевой и проторный ротацизм. Другие виды можно встретить сравнительно редко и в большинстве случаев они являются следствием анатомических проблем ротовой полости и наследственности.

    Читайте также:  Помощь при ушибах народными методами

    Подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата, способствуют укреплению мышц и растягиванию уздечки.

    Если ребенок не говорит “р”: причины, артикуляционная гимнастика, постановка звука “р”

    Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

    Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

    К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

    В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

    Возможные причины

    1. Ранний возраст. Ребенок не говорит р до пяти лет – это нормально. Но не все родители об этом знают и начинают паниковать раньше времени. Лишь в четыре — пять лет ребенок должен научиться правильно произносить буквы, их большинство. Что касается литеры р, то с ней нормальным будет возраст до шести лет.
    2. Наличие неразвитой или очень короткой уздечки, которая находится под языком ребенка. Она возможности карапуза языком достать до неба. Проблему не удастся решить в домашних условиях, обратиться к специалисту необходимо.
    3. Привычка. На самом деле малыш уже может правильно произнести р, но не получается употреблять ее в словах. Так может происходить по причине того, что ребенок привык искажать слова, а также, когда родители не исправляют малыша при неправильном произношении — он считает, что правильно говорит.
    4. Речевое дыхание. У карапуза могут иметься проблемы с органами дыхания, в частности, с носоглоткой, а именно хронические недуги, например, аденоиды, что и будет препятствовать нормальному произношению буквы. В такой ситуации не обойтись без консультации врачей, правильной постановки диагноза, начала лечения.
    5. Особенности речевого аппарата. Проблема выговаривания отмечается при малой подвижности артикуляционного аппарата. По этой причине у ребенка не получается придавать верное положение губам и языку.
    6. Патологические процессы в головном мозге. Не обойтись без общения с неврологом.
    7. Проблемы с фонематическим слухом. В такой ситуации, как правило, проблема наблюдается не только с литерой р, малыш путает и другие буквы.

    Не обойтись без общения с неврологом.

    Как правильно учить. Советы логопеда

    Итак, как быстро научить ребенка говорить букву “р”?

    Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не так просто.

    Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь самостоятельно.

    Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:

    Осваивать букву нужно постепенно.

    Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.
    Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме.

    Упражнения должны увлечь малыша, чтобы он выполнял их с удовольствием.

  • Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.
  • Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно.

    После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».

    Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и лакает им.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: