Детские страхи – как с ними бороться

Детские страхи

Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза.

Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними

Фролова Ирина Юрьевна
Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними

Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. дети боятся уколов и врачей, драконов и чудовищ, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков, темноты и высоты. Причин детских страхов много: травмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т. д. О том, что ребенок испытывает страх,свидетельствует следующее:

— не засыпает один, не разрешает выключать свет;

— часто закрывает уши ладонями;

— прячется в угол, за шкаф;

— отказывается от участия в подвижных играх;

— не отпускает маму от себя;

— беспокойно спит, кричит во сне; часто просится на руки;

не хочет знакомиться и играть с другими детьми;

— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;

— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Психолог в ДОУ может помочь детям справиться со страхами, проводя коррекционно-развивающие занятия. Как и в случае коррекции повышенной возбудимости, коррекцию страхов проводят не по возрастным группам, а выбирая для каждой группы детей более простые или более сложные упражнения.

Вербальные и художественные упражнения

1. Нарисуй свой страх. Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов,спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом

2. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это Может быть? Попросите детей нарисовать это.

З. Придумываем и рисуем друга.Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,предложите: «давай попробуем его (ее) нарисовать»

4. Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать радугу. От кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки,повторяя вслух: «Я смелый, «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» размазывая пластилин левой рукой.

5. Где живет страх? Предложите ребенку несколько коробок разного размера,скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

6. Напугаем страх.Дети слушают и повторяют за психологом стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит

дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши.

7. Выкидываем страх. Из пластилина дети катают шарик,приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

8. Если бы я был большой. Психолог предлагает детям представить, что они выросли. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»

9. Отпускаем страх. Надуйте воздушные шары, раздайте детям. Отпуская шары в небо,повторять: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

10. Угощу свой страх.дети повторяют за психологом стихотворение по одной строчке:

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест — и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда дети повторят стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.

11. Волшебная палочка. На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я — самый смелый, я это знаю!

Повторить «заклинание» З раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».

12. Пальчиковый кукольный театр. Разыгрывать сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать всех детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.

13. Затопчем страх. На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте пальчиковые краски.Предложите детям наступить в краску и пройтись по ватману со словами: «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»

14. Вместе не боимся! дети держат друг друга за руки. Один правой рукой, другой — левой рисуют круги на листе,приговаривая: «Мы сильные и смелые». Рисуют по двое.

15. Напугаем страх.Упражнение кричалка:

Я хлопаю (хлопать В ладоши,

Топаю (топать ногами,

Громко рычу (Произносить «р-р-р»,

Страх прогоняю (махать руками,

И хохочу (произнести громко (ха-ха-ха).

16. Я на страх пожалуюсь. Предложите детям пожаловаться на свой страх,например: «Мой страх зеленый, с хвостом, большими зубами, приходит ночью и кусает меня за живот». Задайте наводящие вопросы, если ребенок не может рассказать самостоятельно.

17. Глиняные узоры. Развести глину в пластиковых тарелках. дети закрывают глаза, опускают пальцы в глину и рисуют узоры на листе бумаги.

18. У страха глаза велики. Предложите детям показать, как они испугаются, если в комнату приползет крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.

19. Придумываем страшилку. Психолог начинает, а дети прибавляют по предложению.Например: «Была ужасная ночь. На прогулку вышла большая собака. Она хотела кого-то укусить.» и т. д. Психолог должен закончить страшилку смешно: «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что она совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».

20. Я не боюсь. Поставьте перед каждым ребенком два стакана — один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например,такие фразы:

«Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т. д.

21. Пишем волшебнику Добросилу. Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в. (глобус, конфету, радугу, стрекозу.). Письма запечатать в конверты. Принести детям ответ.

22. Большой подсолнух. На листе акварельной бумаги АЗ нарисовать контур подсолнуха. Из бархатной бумаги желтого цвета вырезать круги разного размера, черную нарезать на мелкие ромбики. дети наклеивают элементы на цветок по очереди. Наклеивая,ребенок произносит: «Я смелый, Я умный, Я добрый. Я веселый» и т. д.

23. Замок трех смельчаков. Предложите детям нарисовать трех смельчаков.Спросите: «Почему вы считаете, что этот человек смелый». Когда дети ответят, предложите им всем вместе нарисовать для смельчаков замок на листе ватмана.

24. Любимый цвет героев.Спросите детей: «Кто такой настоящий герой?» дети отвечают по очереди. Выслушав ответ,психолог предлагает представить себя настоящим героем и представить: «Как ты думаешь, какой у него любимый цвет?» Пальчиковыми красками нарисовать узор этого цвета.

25. Мы смелые и дружные. дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.

Мне ничего не страшно с другом — Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

Творческие (музыкальные и пластические) задания

1. Кто и как боится? Психолог предлагает детям без слов изобразить человека, который боится врача. дети показывают по очереди.Спросите: «Почему некоторые дети боятся врачей?»

2. Звучит музыка. Закрыв глаза, дети слушают отрывки джазовой музыки в обработке для детей.После прослушивания спросите:

«Как ты думаешь, эта музыка веселая или грустная? Почему?»

З. Сильные и слабые. дети сидят на подушках. По сигналу психолога «Слабые!» дети ложатся на подушки, по сигналу «Сильные!» — встают. Повторить З раза.

4. Набираюсь храбрости. дети стоят, носки вместе, пятки врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец!» дети подбрасывают мяч вверх.

5. Кулачки. Упражнение выполняется под музыку. Дети стоят по кругу, по сигналу психолога «Кулачки!» сжимают кисти в кулачок и поднимают руки вверх, по сигналу «Ладошки!» разжимают кулачки и опускают руки вниз. Повторить З раза.

6. Сильный, смелый, добрый. Упражнение выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный!» — поднимают вверх левую руку. По сигналу «Смелый!» — поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «добрый!» — хлопают рукой по колену. То же упражнение делают правой рукой и ногой. Повторить 4 раза.

7. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх.Дети повторяют за психологом: «Вдыхаю смелость» — и делают глубокий вдох.Психолог говорит: «Выдыхаем страх» — дети сильно выдыхают. Повторить З раза.

8. Нос — ухо— локоть. дети сидят на подушках, закрыв глаза. По сигналу психолога «Нос!» дотрагиваются указательным пальцем левой руки до кончика носа, по сигналу «Ухо!» — до мочки правого уха, по сигналу «Локоть!» — до правого локтя. Упражнение повторить правой рукой.

Фобия — навязчивое состояние, при психических заболеваниях — болезненные, навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями — сердцебиением, обильным потоотделением и др. Встречаются в рамках психозов, неврозов, органических заболеваний головного мозга. В условиях ДОУ психолог может диагностировать невротические реакции ребенка, предположить и диагностировать фобию какого- либо рода, но заниматься коррекцией только в тесном взаимодействии с врачами-специалистами.

Что такое детские страхи и как с ними бороться Детские страхи проблема или нет? Часто можно услышать – «Что такое детские страхи – ерунда, вот подрастет ребенок и все страхи пройдут».

Детские страхи КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх Первым делом выяснить причину страха. При выборе.

Детские страхи Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Для детей типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства,.

Детские страхи «Детские страхи.» Составили воспитатели МБДОУ ДС №:5 «Незабудка» Грабарь Э. А. Агеева Г. В. «Именно эмоции осуществляют первые связи маленького.

Консультация для родителей «Детские страхи» Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными переживаниями. Дети испытывают страх чаще,.

Консультация для педагогов и родителей «Детские страхи» Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Конспект занятия «Страхи и как с ними бороться» Цель занятия: оказать психологическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи; научить их преодолевать свои.

Занятие педагога-психолога в подготовительной группе «Жители волшебной страны чувств. Детские страхи и пути их преодоления» Конспект занятия педагога-психолог в подготовительной к школе группе – детские страхи и пути их преодоления. «Жители волшебной страны чувств».

Выступление на родительском собрании «Детские страхи» ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ (Детские страхи и причины их возникновения) Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания.

Страх прогоняю махать руками,.

Детские страхи — как с ними бороться?

Детские страхи относятся одним из самых глубоких детских переживаний и могут проявиться даже во взрослой жизни. Ситуация, когда мама в раннем возрасте оставляет ребенка засыпать в одиночестве и не подходит, если он зовет ее и плачет, чрезвычайно распространена. Разумеется, это не говорит о ее жестокости, просто она желает, чтобы ребенок засыпал сам. Однако очень часто это приводит к невротическим страхам, которые могут аукнуться в дальнейшей жизни малыша. Конечно, рано или поздно он уснет, но чувство тревоги останется.

Читайте также:  Низкое предлежание плаценты при беременности

Детские страхи присущи определенному возрасту. Для нормально развивающегося, здорового малыша страх и испуг – естественная реакция помогающая познавать окружающий мир. А вот если ребенок совершенно ничего не боится и не подвластен даже возрастным страхам, проверьте, не задерживается ли его психическое развитие. Как правило, в дошкольном возрасте детские страхи возникают значительно чаще и ослабевают по мере взросления. Причем для каждого возрастного этапа присущи свои страхи.

Новорожденные часто пугаются приближения больших предметов, резких звуков.

В 7 месяцев малыш беспокоится при длительном отсутствии матери.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых людей, особенно женщин, которые не похожи на его мать. Как правило, к середине 2-го года страх проходит.

Два года сопровождаются боязнью одиночества, незнакомых резких звуков, высоты, боли, может появиться страх животных, движущегося транспорта, темноты.

Страх перед наказанием появляется в 3 года. Если отец участвует в воспитании малыша, ребенку позволяется выражать свои переживания, эмоции страх выражен намного меньше.

В 3-5 лет дети пугаются сказочных персонажей (Деда Мороза, Бабу Ягу, Снегурочку, Кощея, придуманных «чудовищ»), неожиданных звуков, боли, воды, одиночества, транспорта, темноты, замкнутого пространства. Последние страхи в большей степени присущи детям, чьи родители излишне принципиальны и тревожны.

В 6 лет может появиться страх смерти (родителей или своей), обычно он проявляется не напрямую, а как боязнь стихии, пожаров, нападений.

Дошкольники очень болезненно реагируют на семейные конфликты, это усиливает тревожность.

В возрасте семь-восемь лет прежние страхи, смягчаются, но на их место приходят новые: боязнь получить плохую отметку, быть неуспешным, опоздать в школу.

Подростковый возраст, как правило, свободен от страхов, но может присутствовать состояние тревожности.

Все вышеперечисленные страхи носят преходящий, временный, возрастной характер, поэтому нет необходимости с ними бороться. Однако встречаются и другие страхи, которые называют «невротические». Их может вызвать – некое психическое потрясение, жестокость в отношениях, травма, высокая тревожность родителей, конфликты в семье. Эти страхи просто так не проходят, поэтому ребенку необходима помощь специалистов (психотерапевта, психолога), а так же изменение стиля воспитания.

По данным исследований, каждый второй ребенок испытывает страхи. Но наиболее часто им подвержены дети от 2 до 9 лет, поскольку в этом возрасте дети уже многое знают и видят, однако понимают еще не все, поэтому необузданная детская фантазия реальными представлениями об окружающей действительности не сдерживается. Страхи в этом возрасте, говорят скорее о некотором превышении нормы развития, а не о патологии. Большую часть информации ребёнок воспринимает невербально, больше ориентируясь на «язык» тела и органов чувств.

Как можно понять, что ребенок боится?

Если у Вашего ребенка:

— беспокойный сон, сопровождающийся кошмарами;

— трудности при засыпании;

Чтобы избежать закрепления и возникновения страхов не следует:

— позволять ребенку ложиться спать обиженным или в плохом настроении. Перед сном он должен быть радостным и спокойным;

— позволять ему кушать перед сном;

— запирать ребенка в незнакомом темном помещении;

— пугать малыша (придет: Баба Яга, милиционер, чужой дядя и … утащит, съест и так далее);

— перегружать детскую фантазию: приобретайте игрушки соответствующие возрасту, запретите смотреть агрессивные мультфильмы, читать книги.

Имейте ввиду, что впечатлительные и эмоционально-чувствительные дети в большей степени подвержены страхам.

Как помочь ребенку не бояться

— соблюдайте режим. Дети не любят перемен, поэтому соблюдайте придуманный ребенком «ритуал», к примеру, читайте знакомую уже книгу, включайте ночник, укладывать игрушки спать;

— превращайте злых персонажей в добрых. Сами придумывайте сказки — как Кощей стал добрым, паучок или волк вывел девочку из леса …;

— заранее готовьте ребенка к поступлению в школу или детский сад;

— повышайте его самооценку;

— «разберитесь» со своими страхами, дабы не «заразить» ими малыша (боязнь насекомых, собак, самолета, транспорта, страх смерти);

— выясните причину страхов;

— ребятишки очень любят фантазировать, пусть ребенок сочиняет сказки, где он смелый и сильный герой, или рисует свои страхи.

— если ребенок боится замкнутого пространства или темноты – откройте дверь, зажгите лампу, положите в кровать самую любимую игрушку или дайте ему игрушечное оружие. Положите его на ночь возле кровати, чтобы у него была возможность «защититься»;

— учитесь преодолевать страх посредством рисования, игр, проигрывания ситуаций. Поиграйте в доктора, если малыш боится больницы; в разведчиков, если боится темноты.

— поощряйте развитие самостоятельности. Ребенок должен чувствовать, что он многое знает и умеет;

— не стыдите ребенка за страхи. Их устранение требует поддержки и терпения. Не наказывайте его за страхи и не ругайте;

— не запугивайте ребенка;

Будьте терпимы и не забывайте, что Вы можете помочь малышу перестать бояться.

Последние страхи в большей степени присущи детям, чьи родители излишне принципиальны и тревожны.

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…

Легче всего понять его на подобном примере неожиданно раздается громкий резкий звук хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик , и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.

С 6 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.

Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.

Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Детские пистолеты, оружие тоже должны быть.

Детские страхи и как с ними бороться

Дети боятся многого: насекомых, животных, высоты, темноты, тишины, грома. Начиная с двухлетнего возраста, малыши всё чаще произносят слово «боюсь». Для здорового, нормально развивающегося ребёнка страх – естественная реакция, которая помогает познать окружающий мир, и при этом не перейти грань разумного. И постепенно, при правильном развитии, слово «боюсь», вместе с самими страхами сходит на нет. Но, к сожалению, так происходит не всегда. И в этом случае важно разобраться с причинами появления страхов и уже потом начинать борьбу с ними.

Страхи и их причины

Чаще всего дети боятся своей фантазии. Именно из-за разыгравшегося воображения у них возникают фобии и страхи. Но, как правило, опасных или серьёзных последствий это не вызывает. Однако, если у страха иные причины, он может нанести вред неокрепшему сознанию ребёнка.

Самые часто встречающиеся страхи и их причины:

  1. Если ребёнок увидел что-то первый раз в жизни, он может этого испугаться. Например, на отдыхе в деревне малыш впервые встретил живого гуся. Он не знает, чего ожидать от этого существа, и начинает паниковать и плакать. В дальнейшем это чувство неопределенности и страха может возникать при виде любых птиц или животных.
  2. Довольно часто страхи появляются из-за того, что ребёнка напугали. И нередко в этом виноваты не посторонние люди, а знакомые и даже родные. Так, родители могли пригрозить ребёнку Бабайкой, чтобы он не залазил в шкаф. Эта Бабайка, о которой малыш ничего не знает, надолго поселится у него в воображении, и из-за этого он начнёт бояться всех темных мест, где она, теоретически, могла бы прятаться. Таким образом, возникает страх неизвестного и непознанного или боязнь темноты.
  3. Следующая распространённая причина страхов – это неконтролируемый информационный поток. Из-за него, чаще всего, возникаю ночные кошмары. Такой поток возникает, когда ребёнок занимается своими делами, например, играет, а вы сидите рядом и смотрите фильм ужасов или вечерние новости, в которых большинство сюжетов – негативные. Вся эта пугающая информация откладывается в памяти ребёнка, и ночью она всплывает на поверхность в виде страшных снов.
  4. Нередко родители сами перекладывают на ребёнка свои страхи. Предположим, мама боится высоты. Даже не говоря с ребёнком на эту тему, она может вызвать у него такую же фобию своим тревожным эмоциональным состоянием. Чтобы избежать этой ситуации, родителю необходимо избавиться от своей фобии, иначе велика вероятность, что она появится и у ребёнка.
  5. Потерять маму – ещё один распространённый вид детского страха. Нередко он проявляется у детей, которых оставляли на день – два без мамы (отдавали бабушке), чтобы отучить от груди.

Как не допустить страхов и как с ними бороться?

  1. Контролируйте себя и своё отношение к окружающему миру. Реагируйте спокойно на новые объекты и неожиданные ситуации.
  2. Если вы встретили то, что ребёнок может воспринять как опасность, разъясните ему, с чем вы столкнулись и как правильно на это реагировать. Например, если вы видите осу, объясните, чем она занимается и как надо себя вести, чтобы она просто пролетела мимо, не обратив на вас внимания.
  3. Используйте слово «опасно» только по необходимости, а не тогда, когда хотите обозначить им запрет.
  4. Обговорите с родственниками, которые принимают участие в воспитании ребёнка, что делать можно, а что нельзя: исключите Бабаек, наказания в виде запирания в других комнатах и даже угрозы таковых ситуаций.
  5. Контролируйте свои эмоции, старайтесь не повышать голос и ни в коем случае не применяйте физическое наказание. Этим вы не решите проблему, а только породите страх у ребёнка перед вами.
  6. Старайтесь не оставлять ребёнка одного или с чужими людьми. И имейте в виду, что даже ваши родственники могут показаться малышу чужими, если они видятся раз в месяц.
  7. Избавляйтесь от своих страхов. Если самостоятельно не получается, обратитесь к специалисту. Не нужно усложнять ребёнку жизнь, передавая ему собственные фобии.
  8. Если детский страх уже проявился, попробуйте приручить его или избавиться от него. Например, можно нарисовать страх, поговорить с малышом на эту тему, а затем разорвать и выкинуть рисунок. Продемонстрируйте ребёнку, что с кошмарами можно и нужно бороться. Тогда страх постепенно исчезнет, укрепив при этом характер ребёнка.
  9. Не стыдите ребёнка и не наказывайте за то, что он чего-то боится. Устранение фобии требует поддержки и терпения. Так поддержите малыша и будьте терпеливы.
  10. Поощряйте самостоятельность ребёнка. Уверенность в том, что он многое знает и умеет, сделает его смелее и постепенно искоренит фобию.

Если детский страх уже проявился, попробуйте приручить его или избавиться от него.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Детские страхи. Как с ними бороться?

Действительно ли страх – это отрицательная эмоция, травмирующее детскую душу чувство, от которого необходимо избавляться, во что бы то ни стало?

На самом деле страх – это очень важная защитная реакция. Наш мозг суммирует накопленный опыт, и в случае опасности мгновенно передает тревожный сигнал: мы находимся под угрозой. Страх гонит нас прочь от источника опасности, удерживает нас от различных безрассудных поступков.

Читайте также:  Псевдомембранозный колит - симптомы, лечение

Патологические страхи способны настолько сильно завладеть сознанием, психикой и поведением ребенка, что он уже не в состоянии думать ни о чем другом. Малыш пытается оградить себя от них различными непродуктивными ритуалами: начинает подмаргивать, подкашливать, подпрыгивать, дуть на руки и т.д..

В тяжелых случаях могут появиться дополнительные симптомы: энурез, заикание, тупиковые движения (раскачивание на четвереньках, сосание большого пальца и др.) В таких случаях требуется помощь специалиста.

Существуют возрастные особенности детских страхов:

  • Малыши до 1 года боятся громких неожиданных звуков: шум работающего пылесоса, громкий смех, крик.
  • В возрасте 7 – 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми взрослыми (малыш научается отличать круг родных от чужих людей).
  • Двухлетние дети, обычно, боятся медицинских работников, что связано со страхом причинения боли (уколы, болезненные осмотры).
  • Детей 3 – 4 лет пугает темнота и замкнутое пространство.
  • Страх смерти актуален в возрасте 5 – 6 лет и выражается в боязни страшных сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча и др.)
  • Для младших школьников нет ничего страшнее чем «быть не тем, кого ценят»: они боятся опоздать в школу, потерять любовь и заботу значимых взрослых.

Существуют возрастные особенности детских страхов.

Как бороться

Малыш активно познает мир и уже способен понимать, что говорят родители. Не стоит отнекиваться от его тревог. Важно показать ребенку, что вы понимаете его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Что касается страха перед животными и насекомыми, его легко победить, если не было каких-то по-настоящему травмирующих событий. Психологи советуют «подружить» малыша с объектом страха. Можно начать с покупки мягкой игрушки в виде пугающего объекта. А если малыш начал рисовать и раскрашивать, стоит сотворить с ним картину с пугающей собакой или муравьем. Или посмотреть с ним веселый мультик, где животное выглядит забавным. А потом можно переходит к практике — например, погладить настоящего щенка или сходить в зоопарк.

В целом, действия родителей должны быть направлены на то, чтобы доказать ребенку — в объекте страха нет ничего пугающего. С обозначениями мер предосторожности, конечно.

Сейчас для ребенка темнота — это нечто неизведанное. Неудивительно, что он боится. Как правило, ситуацию спасает ночник в комнате. Выручает и совместный сон с родителями. Но есть вероятность, что скоро, когда ребенку нужно будет переходить в отдельную комнату, детский страх темноты станет его манипуляцией — чтобы остаться с мамой и папой в их спальне.

Желательно установить вечерние ритуалы — приятная сказка, а потом выключить свет и спать. Пусть вечернее время перестанет быть для ребенка стрессовым периодом. Роберт Сирс, доктор медицинских наук, советует родителям оставлять свою комнату и комнату малыша открытыми. Так ребенок не будет чувствовать себя один на один со своими страхами. А еще можно поиграть с ребенком в прятки или поиски сокровищ в комнате с приглушенным светом. Он поймет, что ничего страшного в темноте нет.

С детским страхом остаться без мамы бороться сложнее. Придется действовать поэтапно — постепенно увеличивать интервалы расставания с малышом. Это работает, если не торопить события. Сначала оставить ребенка с бабушкой или няней на 5 мин, потом на 10 и так далее. Когда малыш поймет, что мама «рано или поздно» возвращается, он будет спокойнее переживать разлуку.

Доктор Эри Браун настаивает на том, что нельзя «незаметно ускользать» из поля зрения малыша — это вызовет еще большее его беспокойство. Лучше нормально попрощаться с ребенком. Да, наверняка будут слезы. Но они хотя бы не будут вызваны диким ужасом от того, что мама его бросила.

А вот если ребенок пока боится незнакомцев, не стоит его стыдить за это. Ошибка многих родителей. Важно показать малышу, что разделяете его чувства и готовы выручить в самые страшные моменты. Если ребенок спрятался в коленях мамы, пусть так и постоит. Когда он почувствует себя в безопасности, он обязательно выйдет из «засады».

И как говорят психологи, сейчас нужно всячески поощрять социальные контакты малыша со сверстниками — страхов перед новыми знакомствами будет меньше. И пора забыть о фразах вроде «отдам тебя тому дяде, если не перестанешь плакать» или «бабайка тебя заберет, если не будешь спать». Так можно только разогреть многочисленные страхи ребенка, а не успокоить их.

Пусть вечернее время перестанет быть для ребенка стрессовым периодом.

Навязчивые страхи

Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.

Ребенок боится, что другие узнают о его неблаговидных поступках, что родители испытают разочарование.

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

От 0–1 года: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).

В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.

В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Теперь мы знаем, какие страхи в каком возрасте преобладают в детском сознании, время разобраться в их причинах.

Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть.

Детские страхи, как помочь ребенку

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство – это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай – обожжешься», «Не бегай – упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

Еще одна наиболее частая причина детского страха – собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

Напряженная обстановка в семье: ругань, скандалы, драки могут сформировать у ребенка постоянное чувство страха и тревоги. Часто детки думают, что виноваты в ссорах взрослых и очень переживают из-за этого. Такая фобия весьма опасна, поскольку перетекает в хроническую, ведь из семьи не убежишь. Здесь, прежде всего, самим родителям стоит пересмотреть свое поведение (подробнее об этом читайте в нашей статье Как не кричать на своего ребенка).

  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию здесь.

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес – кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
6 мес – 1 год – громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
1-2 года – разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
2-2,5 года – разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т .д.
2,5-3 года – громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
3-5 лет – животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
6-7 лет – боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
7-8 лет – стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
8-9 лет – страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
9-11 лет – боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
11-14 лет – боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

Читайте также:  Заболевания десен у взрослых: фото, симптомы и лечение

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра – это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх – это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно – чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.

Как действовать, если боится ребенок от года до трех

А что делать с детскими страхами, когда ваш малыш подрос?

Прежде всего надо объяснить малышу, что может быть опасным, а что всего лишь наша фантазия. Дать ему инструменты, которые станут ему защитой и придадут уверенности. Попробовать ими пользоваться под страховкой взрослого.

Рассмотрим на примере страха воды.

Одна моя подписчица написала, что ее дочка не хочет мыть голову, боится воды, которая может попасть на лицо. Для них купание превратилось в большую проблему. Малыши боятся, что шампунь попадет в глазки, и вообще они не любят, когда на лицо льется много воды.

Попробуйте им мыть голову так, как вы делали, когда они еще были младенцами. Объясните ребенку, как вы будете это делать. Ребенок должен отклонить головку назад, вы поддерживайте ее левой рукой, а правой осторожно смочите волосы, намыльте и ополосните. Так ни пена, ни вода, не попадет на личико.

Если это не помогает, то со страхом воды лучше всего бороться методом привыкания, идя от малого к большему. Если вы на речке или на море, начните сказку-игру недалеко от воды. Ребенок может сам регулировать, зайти в воду или нет. Можно играть в рыбака и ловить золотую рыбку, в лягушку, которая брызгает водой, или бросать камешки и наблюдать, как они опускаются на дно.

В ванне можно играть в сказку о теплом дождике: дать ребенку зонтик, козырек и делать небольшие брызги, чтобы интерес перевесил страх. Постепенно увеличиваем погружение в воду или уровень намокания. Ни в коем случае не тащите малыша в воду насильно!

А как бороться со страхом темноты?

Надеюсь, вы уже объяснили своему малышу, что источник опасности на улице – это в первую очередь движущийся транспорт, и нужно соблюдать элементарные правила движения. Если улицу не освещают фонари, то вам поможет фонарик, который вы возьмете на прогулку.

В квартире могут быть опасными включенный утюг, горящая плита, кипящий чайник и розетки. А вот темноты в этом списке нет. Попробуйте компромиссное решение – включить маленький ночник или открыть дверь в светлый коридор, откуда в комнату упадет полоска света. Скажите, что вы будете рядом в соседней комнате.

Предложите вашему ребенку поиграть в «день и ночь». Объясните, что с наступлением темноты в комнате ничего не изменится, все предметы останутся на своих местах.

Сделать «ночь» поможет шапка, надвинутая на глаза. Сначала покажите на себе, потом предложите ребенку сделать вместе с вами. Эту игру можно продолжить вечером в освещенной комнате, «ночь» наступит, когда вы щелкните выключателем. Вы можете сначала нажимать его вместе, а потом, когда малыш осмелеет, пусть попробует сам.

Победить этот страх поможет также игра «в кошек», которые, как известно, хорошо видят в темноте. Держите малыша за руку, это придаст ему смелости, и дружно мяукайте. Когда глаза привыкнут к темноте, попросите его показать, где в комнате находится кровать, шкаф или другой привычный предмет.

Продумате, какой вам еще понадобится реквизит.

Причины возникновения детских страхов

Многие детские страхи носят универсальный характер, обусловлены генетической памятью об опасностях, которые ранее повсеместно подстерегали древнего человека. Они не являются отклонением в психике и со временем проходят сами по себе.

Можно проследить, как детское воображение порождает страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития человечества. Семимесячные малыши выражают беспокойство в отсутствие матери или другого человека, ухаживающего за ними. Восьмимесячные боятся незнакомых, а значит потенциально враждебно к ним настроенных, людей. Как правило, к двум годам это тревожная реакция на незнакомцев проходит. Лишь боязнь резких звуков и надвигающихся больших объектов остается с человеком на всю жизнь.

В возрасте двух лет появляется боязнь боли, высоты, одиночества. Может сформироваться страх животных и движущегося транспорта.

В 3–5 лет развивается боязнь воды, темноты, замкнутых помещений. Тревога может возникать в ответ на ожидание ночных кошмаров. Многие дети начинают бояться отрицательных сказочных персонажей и воображаемых чудовищ. Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания. При преимущественно строгом, авторитарном стиле воспитания вероятность возникновения таких страхов усиливается. Антиподом добрых и ласковых мамы и папы становятся образы ведьмы, волка и тому подобных персонажей. Негативные персонажи служат средством для вытеснения всего нежелательного, что присутствует в поведении родителей.

В шестилетнем возрасте становится ведущим страх смерти (своей и родителей). Он не всегда проявляется прямо, чаще косвенно — в виде боязни войны, заболеваний, нападений, пожаров, наводнений, землетрясений как вероятной угрозы жизни. Усугубляют страх объяснения малышу смерти, как состояния, когда человек засыпает и больше не просыпается. Малыш может начать бояться ложиться спать.

При достижении школьного возраста старые страхи, как правило, слабеют, но развиваются новые, социальные: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть подвергнуться неодобрению со стороны взрослых. Они тоже связаны с инстинктом самосохранения, но провоцируются осознанием своей зависимости от окружения. Здесь родителям и учителям важно не перестараться, накладывая на маленького человечка такое количество условностей и запретов, что тот станет бояться каждой неудачи и любого невинного нарушения правил. В подростковом возрасте социальные страхи продолжают превалировать, но на первый план выступают опасения не соответствовать требованиям сверстников.

Также развитие фобии может спровоцировать:

  • конкретное событие, которое его сильно напугало (наглотался воды в бассейне, укусила собака, заболел родственник);
  • слишком эмоциональные предупреждения об опасности и панические реакции со стороны взрослых;
  • внутрисемейные конфликты, виновником которых зачастую ощущает себя ребенок.

Иногда жалобы на разнообразные страхи со стороны ребенка — это попытка манипулировать родителями, чтобы добиться от них недостающих внимания, ласки.

Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: