Симптомы и лечение заикания

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг – страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления.

Лечение заикания

Как избавится от заикания? Лечение заикания включает в себя соблюдение следующих мероприятий:

1. При первых признаках заикания, в ребенке необходимо воспитывать уверенность и сознательное стремление преодолеть этот недостаток.
2. Разговаривайте с ребенком плавно, спокойно, выговаривайте внятно слова.
3. Никогда не перебивайте ребенка, всегда давайте ему возможность выговориться.
4. Приучите ребенка управлять темпом речи, избегать ускорений и говорить на выдохе, а не на вдохе.

5. Научите говорить слова чуть замедленно, но не монотонно.
6. Регулярно общайтесь с ребенком, задавайте вопросы, пусть он Вам постоянно что-то рассказывает. Но сначала, делайте это только в узком, семейном кругу, а по мере успеха, расширяйте круг «посвященных».
7. Никогда не заставляйте ребёнка говорить или читать, когда ему не комфортно, т.к. в этой ситуации заикание может только усилиться.
8. Во время разговора смотрите ребенку в глаза и при его заикании ни в коем случае не показывайте, что Вы расстроены, не отводите глаз.
9. Следите за речью ребенка, исполняйте все вышеперечисленные рекомендации, но не переусердствуйте с контролем.

Никогда не заставляйте ребёнка говорить или читать, когда ему не комфортно, т.

Заикание

Чтобы понять, как вылечить заикание, следует осознать, по каким причинам оно проявляется.

Механизм возникновения логоневроза

Рассматриваемая проблема является следствием возникновения спазмов мышц органов артикуляционного аппарата. Существует несколько форм логоневроза:

  • клоническое заикание, появляющееся при кратковременных спазмах мышц, которые являются причиной повторения отдельного звука или слога;
  • заикание тонического типа отличают длительные оп времени судороги, которые провоцируют задержку речи;
  • смешанная форма сочетает в себе как клоническое, так и тоническое заикание.

Помимо возникновения судорог у органов артикуляции могут возникнуть судороги лицевых мышц и шеи.

Причины заикания кроятся в функционировании отделов головного мозга. В нем находятся отделы, которые отвечают за развитие речи. Нервные клетки головного мозга сформировали три важнейших центра, ответственные за речевое развитие.

  1. Первый центр – это центр Брока. Он обеспечивает работу мышц и связок, ответственных за речь.
  2. Второй центр – центр Вернике является слуховым центром, который отвечает за распознавание речи.
  3. И последний центр называется ассоциативным. Ассоциативным центром проводится анализ сказанного и происходит принятие решения.

Слаженное функционирование всех этих центров имеет циклическую форму. С помощью центра Брока мы способны произнести фразу, и он запускает в работу центр Вернике, который в свою очередь, воспринимая команду, сигналит ассоциативному центру. Ассоциативный центр запускает работу голосового центра.

Логоневроз возникает из-за прерывания этого цикла, возникающего в результате неравномерной скорости работы центров речи. Именно поэтому логоневроз чаще всего возникает у детей, поскольку речевые центры в раннем возрасте еще только формируются и начинают синхронно работать.

Формируясь и развиваясь, нервная система приводит к перевозбуждению центра Брока. Если он усиливает скорость своей работы, это вызывает размыкание речевого круга и нервные импульсы переносятся на участок коры, отвечающий за движения.

Это провоцирует возникновение мышечных судорог, и образование патологии, а центр Брока приходит в норму и снова замыкает речевой цикл. Нарушение в большинстве случаев возникает на согласном звуке, поскольку они по частоте схожи с нервными сигналами при возбуждении нервной системы.

заикание тонического типа отличают длительные оп времени судороги, которые провоцируют задержку речи;.

Диагностика

С заиканием нередко смешивают дислалию, но на самом деле между ними существует резкая разница. Как уже было сказано выше, при заикании имеется дело со спазмами, с мышечными судорогами, которые мешают плавной речи и нередко сопровождаются резкими сопутствующими движениями. Напротив, дислалия является недостатком произношения. При дислалии человек говорит плавно и, в противоположность заике, никогда не запинается на какой-либо букве или слоге, но он выговаривает например неверно С, т. е. шепелявит, или выговаривает К, как Т, например, вместо «какао» говорит «такао», и т. п.

Часто с заиканием смешивается так называемая порывистая речь, которая выражается в том, что все слова выговариваются стремительно и быстро, так что иногда изменяется даже звуковой характер отдельных букв. Это относится одинаково как к согласным, так и к гласным звукам. Часто порывистая речь может становиться настолько сильной, что страдающий этим недостатком несколько раз повторяет отдельные слоги, прежде чем говорить дальше, или он настолько запутывается в слове, что не может дальше говорить и останавливается. Очень характерна также для порывистой речи парафазия, которая наблюдается особенно в том случае, когда друг за другом следуют одинаковые по звуку согласные или гласные. При настоящей порывистой речи никогда однако не бывает спазма речевых органов. Если наблюдаются спазмы, то всегда существует комбинация порывистой речи с заиканием, что бывает довольно часто. Точно так же нередко бывает, что заика одновременно страдает дислалией, т. е. что помимо спастического расстройства речи у него существует и недостаток произношения. Особенно часто это бывает у детей до 6-летнего возраста.

Читайте также:  Почему кефир полезен: научные факты

Особую форму заикания представляет истерическое заикание. Оно нередко предшествует истерической немоте (мутизм) или следует за ней. По своим проявлениям истерическое заикание ничем не отличается от обыкновенного заикания, и только анамнез и наличие других явлений истерии показывают, что имеется дело не с обыкновенным заиканием, а с истерическим явлением.

Чрезвычайно большое сходство с заиканием представляет и расстройство речи, известное под названием афтонгии. Расстройство это выражается в том, что при каждой попытке говорить появляется судорога, так что речь становится временно невозможной. Как только больной перестает говорить, судорога сразу же прекращается.

Так, некоторые заики запинаются на каждом слоге, другие только в начале фразы, наконец, у некоторых запинание замечается очень редко.

Общее описание

В рассмотрении интересующего нас нарушения в рамках отечественной литературы ему отводилось определение, согласно которому заикание является нарушением темпо-ритмической речевой организации, возникшим по причине судорожного состояния, в котором находятся мышцы речевого аппарата. Привычное для большинства людей определение этого нарушения, «заикание», также может определяться как логоневроз или логоклония.

В действительности это нарушение может рассматриваться аналогично айсбергу, в котором заикание является лишь одной из проблем, находящейся на верхушке. В качестве невидимой части в этом случае выступают проблемы иного рода, заключающиеся в имеющихся у человека с заиканием страхах, тревожности, чувства вины, сложностях в общении и установлении контакта с окружающими людьми, одиночеством и просто желанием отстраниться от реальности.

Преимущественным образом встречается заикание у детей – симптомы этой патологии проявляются у них до достижения 12 лет, в особенности часто ей подвержены мальчики. Нередко начало патологии отмечается при нормальном развитии маленьких пациентов, однако многие врачи склонны придерживаться несколько иного мнения относительно начала развития заикания, при котором отмечается, что оно является результатом органического поражения головного мозга. Случиться оно могло, например, в рамках периода течения беременности или в процессе родовой деятельности, хотя не исключается и возможность возникновения такого поражения в период младенчества. Учитывая практическую невозможность определения этой патологии у совсем маленьких детей, конкретнее проследить такую возможность удается не всегда, ведь другие симптомы отсутствуют, что, соответственно, оставляет ее незамеченной и для специалистов, и для родителей.

Заикание, причины которого также могут заключаться в наследственности, может быть и временным. Такой его природе может сопутствовать получение психологической травмы (к примеру, конфликтные ситуации, сильный стресс в результате чего-либо, испуг и пр.). Заикание, возникшее в результате подобных причин, определяется как психогенное заикание. Имеются данные о том, что у детей оно почти в 90% всех случаев возникновения исчезает к достижению ими подросткового возраста (что достигается при условии исключения ситуации, выступающей в качестве травмы, вызывающей заикание).

Что касается механизма, в соответствии с которым возникает заикание, то здесь, как мы уже отметили выше, происходит поражение речевого аппарата спазмами, то есть поражаются губы, нёбо, язык (артикуляционные судороги) или мышцы гортани (голосовые судороги). Помимо этого могут возникать и дыхательные судороги, им в частности сопутствует нарушение дыхания при одновременном ощущении нехватки воздуха. Что касается особенностей механизма возникновения у больных любого типа перечисленных спазмов, то их объясняют распространением избыточной формы возбуждения со стороны речевых двигательных центров мозга в адрес расположенных рядом структур, в том числе это касается двигательных центров и ответственных за проявление эмоций центров.

При неврозоподобном заикании проявляется выраженная форма неврологического дефекта, при котором нарушению подлежит в целом моторика и в частности артикуляция.

Лечение

Чем раньше произошло обращение к врачу, тем успешнее будет результат лечения. Поэтому важно сразу, как только вы заметили первые симптомы у своего ребенка, обратиться к врачу за помощью. Доказано, что максимальный и быстрый эффект лечения достигается в том случае, если обращение к врачу произошло не позже 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если терапия началась в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный – от 10 до 16 лет.

  • психотерапевт, который применяет гипноз и аутотренинг;
  • психолог (изучая индивидуальные особенности человека, помогает приспособиться к окружающей среде и обучает общению со сверстниками);
  • логопед (занятия с логопедом направлены на исправление речи);
  • невролог (занимается лечением заболеваний нервной системы с помощью медикаментозного лечения).

Занятия у логопеда дают хороший эффект. Они проводятся поэтапно и последовательно. Для начала детей учат правильному изложению текста. Важно, чтобы занятия проходили в комфортных для ребенка условиях, где он почувствует себя свободно и будет уверен, что никто не будет смеяться над его недугом. Постепенно ребенка учат рассказывать повествования без эмоциональной окраски. После того, как ребенку удалось перебороть этот барьер и без заминок читать рассказы и стихотворения, задача усложняется. Ребенка просят придать тексту эмоциональную окраску: где-то повысить голос, где-то сделать нужную паузу, где-то выполнить акцент на определенные фразы. Важно хвалить ребенка за успехи и ни в коем случае не следует ругать за неудачи.

Часто применяется гипноз, который помогает установить глубинные причины заикания. Применяется исключительно у подростков, у маленьких детей данный метод не используется. При работе с хорошим специалистом устранение недуга достигается за 5-10 сеансов.

Медикаментозная терапия может назначаться дополнительно к вышеперечисленным методам лечения. Используются противосудорожные средства (для уменьшения судорог, которые часто наблюдаются при неврозоподобной форме заикания), анксиолитики (для устранения страха, беспокойства, тревожности, раздражительности), успокоительные средства (для стабилизации эмоционального состояния).

После того, как ребенку удалось перебороть этот барьер и без заминок читать рассказы и стихотворения, задача усложняется.

Психологические симптомы

Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.

  1. Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
  2. Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
  3. При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

Современные методы

Логопедические методики

Логопедические методики направлены на то, чтобы заикающийся ребенок научился контролировать свое дыхание и темп речи. Чтобы малыш не заскучал и не устал от занятий, многие занятия проводятся в виде игры.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика помогает детям с заиканием контролировать свое дыхание и темп речи. Чаще всего во время занятий используется методика Александры Стрельниковой, которая в юности потеряла голос, а в дальнейшем с помощью своей же методики и восстановила. Комплекс упражнений, основанных на резком вдохе и плавном выдохе, помогает ребенку научиться произносить слово на вдохе, не дробя на отдельные звуки и слоги. Занятия проводятся с логопедом-дефектологом, который внимательно следит за правильностью исполнения. В противном случае ребенок может жаловаться на головную боль или даже повышение давления.

Пение

Многим заикающимся малышам справиться со своей проблемой помогает пение, а лучше – хоровое. Во время пения речевой аппарат расслабляется и тренируется, дыхание контролируется и замедляется, и заикание исчезает само собой.

Логопедический массаж

Логопедический массаж помогает расслабить речевой аппарат ребенка, снимает спазмы – главную причину заикания. Особое внимание уделяется губам, языку, гортани, а также мимическим мышцам, шее и плечевому поясу, которые часто оказываются в сильном тонусе и нуждаются в расслаблении.

Гипноз

К гипнозу в лечении заикания прибегают очень редко. Такой метод возможен только для детей среднего и старшего школьного возраста с устойчивой психикой и при условии, что они вообще поддаются гипнозу. Некоторые психотерапевты уверены, что именно во время гипноза возможно узнать истинную причину заикания и устранить ее.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение назначается обычно в тех случаях, если у ребенка есть неврологические проблемы, и всегда в комплексе с занятиями с дефектологом. Чаще всего назначаются ноотропы, которые улучшают кровообращение головного мозга, миорелаксанты, помогающие справиться с мышечными спазмами, а также успокоительные препараты. Некоторые из них отпускаются по рецепту в аптеке, некоторые встречаются в свободной продаже, но важно запомнить одно: все препараты, даже обычное успокоительное, назначает только врач!

Если ребенок боится темноты установите в комнате ночник.

Симптомы и лечение заикания

«Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

Читайте также:  Рецепты диеты при панкреатите

(«Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

В Заикании выделяют две группы симптомов: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

Физиологические симптомы.

К физиологическим симптомам относят речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

Основным внешним симптомом Заикания являются судороги в процессе речевого акта. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-тополь». Приклонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, т.к. его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые или артикуляционные судороги.

Отмечаются 3 формы нарушения дыхания при Заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а, а, а»); размыкательная (голосовая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);вокальная, свойственная детям (дети протягивают гласные в словах).

В артикуляционном аппарате различаются судороги – губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (К, Г, П, Б, Т, Д); реже и менее напряженно – щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т.п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты Заикания имеет ритм речи.

Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Психологические симптомы.

В проявлениях Заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще больше приковывает к себе внимание больного. Н.И.Жинкин, рассматривая Заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

Феномен фиксированности – это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека.

По степени болезненной фиксации выделяют три группы заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживает их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже – в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т.д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т.д.

Различают три степени заикания

· Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

· Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

· Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Типы течения заикания:

· Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.

· Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает

· Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения. Но в первую очередь – от желания самого заикающегося. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в высокой степени.

Почему Заикание считается тяжелым речевым нарушением? С какой бы точки зрения не рассматривали заикание, всегда логопатологи отмечают комплексность симптоматики: речевые судороги, нарушение речевого дыхания, нарушение темпа и ритма речи, интонационной окраски высказывания, логических (смысловых) ударений, фонетические и грамматические нарушения, психологические сложности (логоневроз, склонность к самоанализу, уловки оборонительного характера, невротический тип личности….). В современной логопедии принято говорить о триаде заикания – речевые судороги, страх речи и желание скрыть дефект.

Причины. Очень часто родители говорят «Ребенок заикается после того, как его напугала собака, корова…». Испуг мог стать спусковым механизмом, но не причиной заикания. Ведь в детстве всех нас пугали если не собаки, то громкие звуки, ссоры и т.д., но далеко не каждый из нас заикается. Чаще всего заикание возникает при уже имевшейся предрасположенности, при особенном строении коры головного мозга. Современные исследования говорят, что есть 3 варианта возникновения заикания:

1. Заикание появляется «на фоне отстающего речевого онтогенеза». При этом у детей не было «испуга» (психотравмирующей ситуации), но вербальная (словесная) речь появилась позже нормы, при этом у ребенка может наблюдаться общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, соматическая ослабленность (заболевания), трудности с определением правого и левого… В этом случае заикание возникает по причине того, что мозг не справляется с возросшей речевой нагрузкой. Поэтому, когда в детском саду такому ребенку дают на заучивание трудные для понимания и воспроизведения стихи (длинная строчка, много длинных слов со сложной слоговой структурой, с большим количеством стечений согласных), детский мозг просто не успевает обработать весь этот поток информации, происходит временной сдвиг – запинка, снова запинка, добавим сюда неприятные эмоции («Повтори!», «Неправильно!», «Ты не будешь рассказывать стишок Деду Морозу!») – здравствуй, заикание. Подчас даже занятия по развитию речи могут дать заикание, т.к. это тоже увеличение речевой нагрузки. Это не значит, что не стоит заниматься с маленькими детьми исправлением речи. Просто делать это нужно осторожно, может быть, растянув это во времени, плавно увеличивая нагрузку, как можно больше хваля ребенка, следить за эмоциональным состоянием, больше использовать сопряженную речь, учить ребенка произносить слова плавно. Иногда приходится прерывать занятия с логопедом или добавлять занятия с психологом (который, на самом деле, больше работает с родителями).

Читайте также:  Можно ли курить при ангине и когда болит горло?

2. Во втором случае мозг ребенка изначально «готов к заиканию». Такое бывает, когда мозг не определился – какое из полушарий главное, левое или правое. За вербальную речь отвечает левое полушарие, за правильное распределение речевых единиц во времени. А правое полушарие образное, в нем информация хранится «в картинках». И если картинок может быть одномоментно наложено друг на друга несколько, то речевой поток строго последователен. Представьте, если за речь возьмется отвечать правое полушарие, которому абсолютно все равно, что в какой последовательности выдать на поверхность. Именно тут и происходит сбой в программе, речевая судорога – эмоции – заикание.

3. Третий случай – невротическое заикание. Изначально мозг ребенка работает правильно. Но если на него длительное время воздействует психотравмирующая ситуация, или же стресс запредельно силен – тогда возможно появление заикания. Также возникает заикание у ребенка с изначальным неврозом развития, когда отношения с миром у ребенка некомфортны или неадекватны. «Наследственное» заикание может быть в случае, если родители передали своему ребенку тип нервной деятельности (иногда говорят темперамент) или же свой невроз – тревожная мама «заражает» неврозом ребенка.

Механизм. Заикание составляют несколько взаимосвязанных вещей – прежде всего речевая судорога, которая может проявиться сильно с самого начала или нарастать постепенно (в зависимости от типа заикания), к ней добавляются эмоции (беспокойство, страх) – в этот момент происходит фиксация дефекта. До этого момента заикание достаточно легко обратимо, если взрослые поведут себя правильно, избавят ребенка от стрессогенной ситуации, снимут негативные эмоции, успокоят ребенка и главное – не будут паниковать сами, обратятся к специалисту (к психологу и логопеду) – до 50% случаев заикания проходят сами собой. Но это относится только к случаям с маленькими детьми, когда проявилась только судорога, а не вся триада заикания. Но если судороги прочно связались в сознании ребенка со страхом речи… В дальнейшем к этим двум компонентам добавляется третий корень заикания –осознание дефекта, проявляющееся в уловках, желании скрыть дефект. Древо заикания зацвело пышным цветом. Т.е. если есть осознание дефекта, если мысль о речи вызывает страх – заикание само собой никуда не исчезнет.

Итак, в основе заикания лежит рассогласование в работе «компьютера» – человеческого мозга, который в силу разных причин выдает и принимает речевые сигналы в неправильной последовательности (например, голосовые складки сомкнулись раньше, чем пошел выдох, сигнал в мозг отправляется об «ошибке», обратно с запаздыванием поступает сигнал об исправлении ошибки, снова смыкание, запаздывание, снова ошибка – получается судорога). Но пока нет фиксации и осознания – рано говорить о заикании.

Поэтому у детей иногда стоит говорить о запинках, как о естественных детских итерациях (повторы слогов или звуков). Они бывают, когда ребенку еще не хватает словарного запаса, чтобы в полном объеме передать маме свои мысли, чувства и главное эмоции. Например, он съездил в цирк. Там было столько всего нового, красочного, веселого…. Попробуй, расскажи спокойно маме об этом, когда и слов-то таких еще не знаешь. Вот и получается: «Ма, ма, ма, а там, там, там… обезьянки, ки, ки и слоны, и собачки, ки, ки…» – все эти «ки, ки» – это способ протянуть время, чтобы подобрать следующее слово. В детских итерациях нет ничего страшного, это естественное явление. Но из них можно вырастить чудесное невротическое заикание, если взрослые, вместо того, чтобы успокоить ребенка, поддержать, подсказать слово – начинают пугаться сами: «Ах, он заикается! Не торопись, повтори еще раз правильно. », малыш видит, что мама вместо радости испытывает почему-то страх, значит, ему тоже нужно испугаться. Замечаете, как на запинку накладывается та самая отрицательная эмоция? До заикания осталось совсем чуть-чуть…

Иногда заикание может быть симптомом каких-либо психических или неврологических проблем. Поэтому обязательно нужно пройти обследование у логопеда, психолога и невропатолога.

Лечение. Прогноз. Всех заикающихся волнует вопрос – а лечится ли заикание? Да, лечится. Существует несколько работающих и дающих очень хорошие результаты методик. Это методика Л.З. Андроновой-Арутюнян, методика Ю.Б. Некрасовой и методика Н.Л. Карповой. Если вы мечтаете о «таблетке» – разочарую, такую не придумали. И вряд ли придумают, ведь вы уже поняли, что заикание – это проблема личности, а не химических процессов в организме. Для преодоления заикания, для полного избавления от него, потребуется активное участие самого заикающегося, упорный труд, поддержка близких. Совместная работа логопеда и заикающегося, при возможной поддержке невропатолога и психолога – результат достижим. По методике Андроновой (Вероятность излечения 95%)основной курс длится 24 дня, самостоятельное закрепление качественной бессудорожной речи – в течение года. Часто задают вопрос – как вылечиться самому, как облегчить заикание, как быстро и безболезненно, быстро и легко избавиться от заикания? Не стоит искать легких путей, например таблетки от заикания, чтобы облегчать заикание – его нужно раз и навсегда победить. А попытки «облегчения» – может быть это тоже уловка заикания?

Выражаю огромную благодарность Лилии Зиновьевне Андроновой-Арутюнян, которая преподавала нам курс заикания, дала нам свою методику, и научила нас результативно лечить заикание.

«Со всей ответственностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

По степени болезненной фиксации выделяют три группы заикающихся.

Заикание: все про заболевание

99% людей в мире воспринимают процесс говорения как естественный и легкий, однако существует 1%, для которых речь – это ежедневная кропотливая работа над собой. Причина тому – распространенное в настоящее время нарушение речи.

Что такое заикание, они могут узнать, как только начинают говорить. Данный феномен входит в Международную квалификацию болезней и является заболеванием, побороть которое не так просто.

Википедия дает следующее определение: заикание – это расстройство речи, характеризующееся долгим произнесением или частым повторением звуков или слогов, также могут присутствовать паузы в процессе говорения. На физиологическом уровне это вызвано судорогами артикуляционной и гортанной мускулатуры.

В это время гортань активно движется в стороны и возбуждена.

Виды заикания

Родителям стоит знать, какие бывают виды заикания.

Эта речевая судорога чаще всего возникает при произнесении гласных звуков.

Психологическая

К психологическим симптомам заикания относятся: речевые уловки, логофобия и фиксированность больного на собственном дефекте, психологические особенности личности с заиканием.

выпадение двигательной функции и невозможность совершит движение;.

Заикание

Заикание – это речевое нарушение, которое характеризуется множественными повторениями слов, слогов, их удлинением. Также происходят остановки во время речи, которые разрушают её ритмичное течение.

Заикание классифицируется на:

  • тоническую форму – при этой форме происходят частые остановки во время речи и удлинение слов и слогов;
  • клоническую форму – для неё характерно наличие повторений при произнесении звуков, слогов, слов;
  • смешанную форму – присутствуют оба компонента.

Помимо этого различают:

  • невротический тип – возникает при перенесенном сильном стрессе или эмоциональном потрясении;
  • неврозоподобный тип – возникновение связано с наличием поражения неврологического характера.

Наиболее часто данной патологии подвержены дети, а именно мальчики. Частота случаев возникновения у них такого расстройства в несколько раз выше, чем у девочек.

К предрасполагающим факторам развития относятся:

  • наследственность;
  • состояние центральной нервной системы;
  • перенесенные психические травмы;
  • перенесенные внутриутробные инфекции и травмы;
  • особенности в общем процессе формирования речи.

Также происходят остановки во время речи, которые разрушают её ритмичное течение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: