Рефлексы новорожденных: характеристики и таблица

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Надавить чем-то малышу на ладошки ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
СосательныйВозникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питанииДо 12 месяцев
ГлотательныйПри попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимоеОстается до конца жизни
ХоботковыйЕсли по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботокДо 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина)Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротикДо 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля)При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малышаДо 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Данное проявление это не что иное, как хватательный рефлекс.

Оральные рефлекторные реакции

  1. Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть – при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
  2. Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
  3. Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.
Читайте также:  У новорожденного трясется подбородок

Рефлекс ротовой Эшериха

  • Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
  • Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.
  • Поисковый реакция Киссмауля.

    Защитные автоматизмы

    Этот комплекс реакций призван нейтрализовать воздействия извне. Так называемый утиный рефлекс позволяет малышу нырять и плавать с первых дней жизни. Он проявляется задержкой дыхания при попадании воды на зону носа и рта.

    Мигательный автоматизм проявляется следующим образом. Если подуть на лицо младенца, он зажмурится. Защитить глаза от яркого освещения призвана зрачковая реакция. При проявлении раздражителя зрачок ребенка сужается.

    Главный защитный рефлекс заключается в способности поворачивать голову в бок при выкладывании на живот крошки. Таким образом, новорожденный получает возможность дышать.

    Если у ребенка нет серьезных патологий нервной системы – реакция проявляется с первых часов жизни.

    Защитные автоматизмы.

    По биологической значимости

    В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

    • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
    • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
    • ориентировочные (реакция на новый стимул);
    • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

    ориентировочные реакция на новый стимул ;.

    Физиологические рефлексы новорожденных — таблица по месяцам

    На первый взгляд младенец кажется совсем беззащитным. Однако на самом деле природа наградила его целым комплексом безусловных рефлексов, цель которых – защитить малыша от опасности и уберечь его от гибели. Многим родителям будет интересно узнать, ребенок рождается с какими рефлексами, как они проявляются и какую роль выполняют.

    Врожденные рефлексы младенца

    Врожденные рефлексы младенца.

    Рефлексы новорожденных: характеристики и таблица

    Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

    Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров.

    Таблица начала и угасания рефлексов

    Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций. Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения. Некоторые наблюдаются через несколько дней жизни. Например, реакция Бауэра появляется на 3-4-й день, Галанта на 5-6-е сутки. До какого возраста должны исчезнуть рефлексы, можно увидеть в таблице.

    РефлексВремя исчезновения, месяц
    Сосательный3-4
    ЗащитныйДо 1,5
    Хватательный3-6
    Опоры1-2
    Шаговый1-2
    Поисковый3-4
    Хоботковый2-3
    Бабкина2-3
    Бауэра4
    Моро4
    БабинскогоДо 2 лет
    Галанта3-4
    Переса3-4

    Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.

    Как проверить рефлексы самостоятельно?

    Покинув утробу матери, ребенок знакомится с миром, а вы знакомитесь с ним. Для него это экстремальные условия, но малыш вооружен и борется за жизнь, используя рефлексы новорожденных. Зная их характеристики и физиологические реакции, вы можете самостоятельно проверить их наличие у вашего ребенка. Несложные манипуляции с малышом помогут вам понять, насколько здоров ваш кроха, работают ли его защитные функции и есть ли у него проблемы с развитием.

    Рефлекс Моро очень важен для определения состояния здоровья ребенка если рефлекс выражен неполно, это может быть связано с врожденными сердечно-сосудистыми заболеваниями.

    Хватательные рефлексы

    Что представляет собой хватательный рефлекс (реакция Робинсона)? Если дотронуться пальцем или любым предметом до ладошки младенца, он моментально захватывает предмет и пытается на нем удержаться максимально долго. Ручка новорожденного сжимается в кулак и так сильно цепляется за мамин палец, что иногда даже можно чуть приподнять малыша.

    Особенно сильно проявляется хватательный рефлекс в момент голода. Ярко выражен до 3-4 месяцев. Сохранение реакции Робинсона более длительное время может сигнализировать о неврологических нарушениях и проблемах с мозговым кровообращением. Важно оценивать симметричность хватательной реакции: обе руки должны быть одинаково развиты и захватывать предметы с идентичной силой и частотой.

    Ползанье ответ Бауэра.

    Рефлексы новорожденного, относящиеся к питанию:

    1. Сосательный. В момент, когда в рот ребенка попадает любой предмет достаточного размера, он начинает производить активные сосательные движения. Рефлекс относится к основным, необходим для питания и угасает с концу первого года роста.

    2. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). Если аккуратно надавить на детские ладошки, он открывает рот и немного сгибает головы. Присутствует с рождения и до двух месяцев.

    3. Рефлекс Куссамуля (поисковый). Вызывается такой рефлекс, если погладить малыша в уголках рта, не касаясь губ. Новорожденный после этого повернет голову в сторону раздражителя, в поисках груди, опустит нижнюю губу и язык. Этот рефлекс работает до 3-4 месяцев. Перед кормлением он вызывается лучше всего.

    4. Хоботковый. Рефлекс приводит к сокращению круговой мышцы рта, вследствие чего малыш вытянет губы. Его можно вызвать, легонько ударив по губам малыша.

    Рефлексы новорожденного, относящиеся к питанию.

    Какие бывают рефлексы новорожденных? Таблица рефлексов и их значение.

    Еще в школе нам рассказывали, что рефлексы можно разделить на условные и безусловные. При этом первые являются приобретенными, то есть они формируются в процессе жизни, а вторые передаются по наследству. У людей такие рефлексы проявляются в виде реакции организма на внешние раздражители. Они необходимы для лучшей и легкой адаптации младенца к тем обстоятельствам, которые не поддаются изменению. От природы заложены только безусловные рефлексы новорожденных (таблица ниже), а условные формируются с течением времени при развитии малыша. Некоторые рефлексы появляются после рождения и сопровождают человека всю жизнь. Сюда можно отнести глотательный рефлекс.

    За счет наличия роговичного рефлекса при касании к глазной роговице происходит мигание. Появляется такой рефлекс сразу при рождении и остается с человеком навсегда. Как правило, при осмотрах невропатологами проводится проверка рефлексов новорожденного. В частности они выявляют наличие сухожильного рефлекса. При ударе молоточком по сухожилиям, мышцы сокращаются и нога дергается. В целом рефлексы новорожденных являются их первым приспособлением к жизни, автоматическими способностями организма, которые помогают жить вне материнской утробы.

    Если приставить кроху к опоре, то будет разгибать ножки и упираться всей стопой на горизонтальную поверхность.

    Хватательные рефлексы

    Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

    Читайте также:  Болит сустав плеча чем лечить

    Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно – симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

    Рефлекс Галанта реакция позвоночника на внешний раздражитель.

    Рефлексы новорожденного

    В этот момент малыш как бы упирается ногами в ладонь и отталкивается ползая ;.

    Рефлексы новорожденных: характеристики и таблица

    Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

    1. Физическое развитие новорожденного.

    2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

    1. Физическое развитие новорожденного

    Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

    Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

    Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

    Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

    Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

    Таблица – Рефлексы новорожденного

    Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

    Обычно после 4 го месяца.

    Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

    Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

    или 3- го месяца

    Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

    Хватательный рефлекс кисти.

    Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

    При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

    Хватательный рефлекс стопы.

    Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

    После 9 го гомесяца

    Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

    Рефлекс «поиска груди»

    Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

    После 3 го или 4 –го месяца

    Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

    Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

    Рефлекс «с глаз на шею»

    Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

    После 5-го месяца

    Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

    Сохраняется в течение жизни

    Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

    Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

    1. Действие яркого света

    2. Шлепок по переносице

    3. Хлопок руками возле головы ребенка

    4. Поворот головы ребенка направо

    5. Разведение локтей в сторону

    6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

    7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

    8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

    Читайте также:  Откуда берется и как лечится кондиломатоз у мужчин?

    9. Укол булавкой подошвы

    10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

    1. Глаза закрываются

    2. Глаза закрываются

    3. Глаза закрываются

    4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

    5. Руки быстро сгибаются

    6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

    7. Пальцы ног сжимаются

    8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

    9. Колено и стопа сгибаются

    10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

    Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

    Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

    Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

    Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

    Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

    Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

    Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

    Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

    Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

    Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

    Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

    Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

    Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

    Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

    Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

    Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

    Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

    Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

    1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

    2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

    2. Законспектируйте материалы современных исследований.

    3. Дайте ответы на следующие вопросы:

    1. Следует ли приучать ребенка к соске?

    2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

    Список рекомендуемой литературы

    1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

    2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

    3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

    4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

    5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

    6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

    7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

    8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

    9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

    При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: