МКБ-10
- Причины ЗРР
- Органические причины
- Социальные причины
- Патогенез
- Развитие речи в норме
- Симптомы ЗРР
- Диагностика
- Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Задержка речевого развития ЗРР понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
- алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
- афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
- дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;
2. Функциональные нарушения речи, например заикание .
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :
- первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
- второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
- третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга.
Когда стоит бить тревогу, если у ребенка задержка речи?
Родителям необходимо тревожиться и принимать меры если:
- К трем месяцам ребенок плохо реагирует на знакомые голоса, не проявляет к них никаких эмоций.
- Не лепечет после восьми месяцев и не пытается произносить гласные.
- Если к полутора годикам не может говорить первые несложные слова, отвечать на простые вопросы родителей.
- После двух лет имеет скудный словарный запас и его не удается пополнить.
- В два с половиной года не связывает слова во фразы и предложения.
- В 3 года ребенок разговаривает настолько плохо, что его понимают только родные и близкие ему люди.
Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда.
Социальные причины
К группе социальных факторов, приводящих к задержке речевого развития у детей, относятся:
- Нехватка общения. Слишком занятые или отстраненные родители, которые мало разговаривают с малышом.
- Ребенок часто болеет и не общается со сверстниками.
- Родители разговаривают на двух языках одновременно.
- В семье конфликты. Родители часто ругаются, устраивают разборки. Дети растут в постоянном эмоциональном стрессе.
- Чрезмерная гиперопека. Все действия ребенка предупреждаются заранее, нет возможности свободно развиваться.
- Вседозволенность. Специалисты (невролог, психиатр и окулист) запрещают детям до года, а лучше и до двух, показывать мультфильмы. Двухлетним малышам не рекомендуют включать видео продолжительностью, более 20 минут. Нервная система ребенка не готова воспринимать много информации. Она начинает перевозбуждаться, вызывая у детей страх и неконтролируемые истерики.
Важно выявить и устранить причины, отрицательно влияющие на развитие детской психики. Потому что отставание речи задерживает общее развитие психики ребенка.
Специалисты невролог, психиатр и окулист запрещают детям до года, а лучше и до двух, показывать мультфильмы.
Почему ребенок 2-3 лет не говорит: причины задержки речевого развития, лечение у дефектолога и в домашних условиях
В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.
По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам
достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;.
Диагностика ЗРР
Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.
При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.
Логопед также оценит:
- то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
- то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
- если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
- развитие звука и ясность речи.
- орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)
Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.
Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.
Попробуйте начать с классической книги.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
- 4 месяца : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- 8–9 месяцев : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- 2,5 года : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
При исследовании с помощью электроэнцефалографии ЭЭГ или метода вызванных потенциалов ВП обнаруживаются нарушения в левом полушарии именно оно отвечает за речевое развитие.
Обсуждение
Здравствуйте! Спасибо за статью! Да, к сожалению, последнее время, очень часто встречаются дети с задержкой речевого развития.
Лукпанова Айман говорит
Было очень полезно!
Елена Удод говорит
Большое спасибо за информацию. Используем данный материал для работы с педагогами и родителями.
Когда попадаются фильмы раннего советского времени и там встречаются дети 4-5-6 лет, мне часто становится удивительно как мало и плохо они говорят. До определенных годов у взрослых того времени и вовсе считалось, что с детьми до 2х, 3х лет особо не о чем говорить. Отдали в сад и ладно. В школе только начинали учить детей. Бедные современные мамы… Давят на них множество центров раннего развития. Думают к 5 годам ребенок должен писать, читать, считать и многое другое… Все с детьми в порядке. Это взрослым надо уменьшить обороты. Вся эта гонка за внешной успешностью ни к чему хорошему не приведет. Все дети развиваются в своем темпе. Просто любите своих детей.
Умница (или умник?) Поддерживаю.
Это верно. Спасибо!
Согласна, сейчас это частое явление когда дети до 4-х лет не владеют речью. А что делать, когда ребенок все слышит, решает детские задачки, складывает пазлы, но совсем не говорит. Его проверяли врачи и сказали, что отулонений нет. И невролог, остеопат, логопед и еще масса врачей. Ребенку завтра будет 4года, а вместо слов только мычание. Слух тоже отличный. Любит петь, но только звуком «а». Есть ли хоть какие-то рекомендации для таких случаев? Спасибо, что подняли такую тему.
Обратитесь к логопеду-дефектологу. Не к обычному логопеду, а именно логопеду-дефектологу: именно этот специалист занимается запуском речи. Мычание, носовые звуки, малое количество лепета в возрасте 3-5 месяцев и отсутствие речи до 3-4 лет характерно для сложных моторных и сенсомоторных расстройств типа моторной алалии. Заочно такие диагнозы не ставятся, запуск речи после 2 лет самостоятельно не происходит.
Очень часто приводят детей ко мне на музыкальные занятия, именно с целью развития речи. Таких деток действительно много. В занятия обязательно включаю дыхательную и артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры… Спасибо за статью, проблема актуальна!
Здравствуйте! Очень полезная статья! Спасибо!
Здравствуйте! Спасибо за статью! Я педагог с 35-летним стажем, работаю воспитателем. К сожалению, да, наблюдается тенденция роста «неговорящих» детей, иногда до 3-4 лет. Моему внуку 3,5 года; у нас эта же проблема. При том, младший внучок, в 1,5 года, произносит гораздо больше слов, уже пытается говорить. Оба из одной семьи, одних родителей.
Спасибо, очень ёмко, доступно, полезно. Обновила всё в памяти. От себя добавлю, что дети с речевой задержкой часто лучше вступают в диалог при телесном контакте или смене позы (например на руках или стоя). На мой взгляд дети в советское время лучше разговаривали, хотя тут в комментариях пишут обратное. Спасибо за статью.
Спасибо за такую информативную статью, в моем окружении много семей с плохо говорящими детьми. Обязательно порекомендую Ваши материалы.
Великолепная познавательная статья. А главное такая доступная, что я с удовольствием порекомендую ее своим родителям, которые занимаются в моей студии. Эта проблема номер один сейчас. И как важно поддержать мамочек, так как они иногда в полном отчаянии. Ещё фактор огромный — это гнёт со стороны общества и родных и мамы часто находятся в стрессе, а это все передаётся на психоэмоциональном уровне малышам. Даже если им 3-5 лет!
Благодарю. Полезная информация. Особенно для родителей, которые сначала находятся в растерянности, а потом в отчаянии. Интересно, чем можно будет пополнить профессиональный портфель от Анны…
Все приёмы, описанные в статье, имеют одно ёмкое название — логопедическая ритмика, именно логопедическая ритмика включает в себя и развитие артикуляционного аппарата ребенка, и предлагает упражнения для развития координации движений, внимания, памяти, дыхания и т.д. Странно, что в статье не прозвучало это понятие — логоритмика….😯🎶и все упражнения и игры предлагаются с музыкально-словесным сопровождением.
В нашем городе тоже много таких детей.
Ирина Александровна говорит
Огромное спасибо за статью. В последнее время действительно очень много детей стало с задержкой психического развития. Крайне необходимо педагогу владеть орсеналом эффективных упражнений для работы с такими детьми.
Действительно, немало детей с задержкой речи. Думаю, что без медиков не обойтись. Педиатры первыми обнаруживают ЗРР. Часто мамочки в растерянности не знают, что делать, как развивать речь, а медики рекомендуют в основном только препараты. В дошкольных учреждениях недостаточно специалистов. Родители нуждаются в помощи. Статья полезна и для родителей и для специалистов. Спасибо.
Анна, спасибо за интересную статью. К сожалению, все больше становится детей, которые почти не говорят в 3 — 4 года. В своей работе использую разные приемы, но хочу остановиться на тех, которые не были упомянуты в статье. Возможно, они кому-нибудь пригодятся.
1. На каждом занятии обязательно учим стихотворение с использованием приемов эйдетики. Сначала ребенок может только показывать пальчиком картинку, соответствующую слову, которое произносит взрослый. Позже дети пытаются повторить слово, проговаривая начало или окончание слова — кому что легче. Следующий этап — ребенок рассказывает стихотворение, проговаривая слова полностью.
2. Учу детей читать. Дети начинают читать и одновременно появляется речь. Процесс довольно длительный, но эффективный.
Огромное спасибо за материал! Очень актуально.
Отличная статья! Спасибо, Анна! У нас на развивашках практически всё используется, что вы описали. И чем раньше дети начинают заниматься, тем раньше в речь выходят. Такая статистика у нас. Детки группы с 8 месяцев уже к 1.5 болтают, а в 2 года стихи учат.
Группы с 2-х лет (при ЗРР) намного дольше выплывают в речь, тут и родительское участие должно быть активное и специфическое, направленное на помощь своему ребёночку.
Очень расстраивают родители, которые запрещают малышам (0-3) кривляться, язык показывать, двигать им, петь гласные, шипеть и прочее — называя это не развитием, а посмешищем.
Да, я согласна, это сейчас такая проблема. А ведь все начиналось с малого: со шнурков, пуговиц, которые постепенно ушли, вроде бы как облегчая ребенку жизнь…
Скорее облегчая жизнь родителям.
А теперь ребёнок завязывает шнурки и застёгивает пуговицы на бизибордах.
Доброго времени суток. С удовольствием прочитала статью и все комментарии. Да проблем не мало. В своей работе использую множество того, о чём пишет Анна, поем,играем дышим. Использую методику Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой(по принципам Карла Орфа), сама сочиняю пальчиковые игры, использую элементы релаксации и массажа,а также „МНУШИ“, считаю что одним из важнейших элементом становления речи являются игры с другими детьми,ведь раньше и семьи были многодетные,и во дворе носились от мала до велИка, было много ручного труда, глядя на старших сверстников и взрослых привыкали работать. Сейчас взрослые часто сами развивают излишнюю инфантильность своих детей. Отсутствие эталонов речи тоже имеет значение.
В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.
Лечение ЗРР посредством упражнений
Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии состояния требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.
Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:
- лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
- деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
- процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
- расширению активного и пассивного словарного запаса;
- улучшение навыков связного выражения мыслей.
Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.
Важно вовремя начать лечение, так как в более молодом возрасте оно является максимально эффективным при проведении интенсивной терапии в детстве дети с отклонениями могут уже к 5-6 лет достигнуть должного уровня, даже если раньше у них наблюдалась задержка речевого развития.
Задержка речевого развития – что и почему
Задержка речевого развития – это диагноз, который ставится детям при определении отличия от возрастной нормы, это широкое понятие, включающее в себя разнотипные отклонения.
Задержка речевого развития – не приговор, это термин, характеризующий определенные отклонения, что делать с которыми и как их исправить у конкретного ребенка, подскажет опытный дефектолог.
Возраст выявления заболевания у ребенка определяется причинами патологии и вниманием близких людей. В отдельных ситуациях диагноз ставится совсем малышам, иногда задержка становится заметна к младшему школьному возрасту.
Первичные факторы развития заболевания.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР у детей подразумевает комплексный подход, который включает и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы. Выбранный метод коррекции зависит только от причины, вызвавшей ЗРР.
Если провоцирующим фактором стала психолого-социальная обстановка, ребенку обеспечивают гармоничную окружающую среду. Обычно родителей призывают направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.
Параллельно осуществляется стимуляция речи ребенка, расширяется его словарный запас, проводятся различные игры и развивающие занятия, где “учитель” (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно вести разговор.
Медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога, если у ребенка выявлены патологии головного мозга. Эффективными методами медицинской коррекции являются:
- логопедический массаж;
- прием ноотропных средств;
- физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия).
Физиолечение способствует активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Логопедический массаж — пальчиковая и предметная проработка щек, губ, определенных точек языка — улучшает моторику языка, подвижность мышц лица и губ.
Среди прочих логопедических мер — звукоподражание, гимнастика для лицевых мышц, скороговорки.
Упражнения при задержке речевого развития проводятся, как правило, в домашних условиях с помощью психолога и логопеда. Иногда психологическая помощь не требуется.
Коррекция логопедической гимнастикой подходит для детей старше 3 лет. Специалист, занимающийся с ребенком, уделяет внимание развитию не только речи, но и зрения, слуха, т.е. совместной работе анализаторов.
Логопеды чаще всего используют несколько методов:
- лечебные дидактические игры (упражнения);
- творчество (рисование, лепка, создание аппликаций);
- способы улучшения слуховой и зрительной внимательности;
- расширение активного и пассивного словарного запаса;
- улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей).
Методы лечения всегда подбираются индивидуально с учетом причины, вызвавшей ЗРР. В некоторых случаях требуется применение особых методик.
Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.
Диагностика
Для постановки верного диагноза ребенок нуждается в осмотре несколькими специалистами. Невролог оценивает состояние головного мозга, назначает ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий. С помощью этих исследований устанавливается наличие патологий.
Отоларинголог исключает такие заболевания, как глухота и хронический отит, наличие аденоидов, ведь подобные недуги могут стать причиной ЗРР. Обращение к офтальмологу поможет исключить проблемы со зрением.
Также обследования проводятся логопедом. Он пишет историю болезни, знакомиться с выводами в карте уже пройденных докторов. Определяет настоящее состояние речевого аппарата ребенка, особенности его коммуникации, насколько развиты слуховые и зрительные реакции.
До года поведение ребенка рассматривается при нахождении его в естественной среде и искусственно созданной. Анализу подвергаются доречевые реакции и голосовые проявления.
После года врач проверяет, насколько обширен активный и пассивный словарный запас малыша, его общее речевое поведение, присутствуют ли при разговоре с ним фразы, предложения. Чаще логопеды прибегают к использованию в практике Денверского теста (он показывает психомоторное развитие), шкалам Гриффитса и Бейли. Эти методы помогают провести диагностику психологического и речевого развития малыша.
Врачи отделяют ЗРР от отклонений (олигофрении или аутизма), общего недоразвития речевой коммуникации любого из уровней.
Любой из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать о ЗРР.
«Чувство вины»
Оно съедает силы и время родителей. Напрасно тратиться их ресурс. На самом деле нет смысла себя винить, нужно собрать волю в кулак и работать с ребенком. Чем раньше начнете, чем более методично и системно будете работать, тем быстрее и больших результатов вы добьетесь. Тем быстрее ваш ребенок заговорит.
Как исправить – только хорошая динамика развития вашего ребенка избавит вас от чувства вины. Сконцентрируйтесь на занятиях с ребенком.
Замедляется, либо останавливается, либо происходит регресс.
ЗПРР на резидуально-органическом фоне.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.
Определение степени задержки речевого развития
Иногда к нам обращаются клиенты, детям которых в карточке для детского сада написали следующее: «ЗРР 3 степени», «ЗРР 2 степени», «ЗРР 1 степени». Что под этим имеется в виду? Диагноз «задержка речевого развития» может поставить как логопед, так и невролог. Сам по себе термин «ЗРР» описательный: он лишь подтверждает факт, что речь развивается не по норме, без указания на структуру дефекта и причины нарушения. Степени развития речи определяют логопеды, объединяя в своих записях вполне конкретный диагноз «ЗРР» и степень развития речи. Чтобы понимать, что же такое ЗРР 3 или 1 степени, вкратце познакомимся именно со степенями развития речи. 1 степень является самой «жесткой». Она характеризуется лепетанием, звукоподражанием, отсутствием связных предложений, в употреблении ребенка только отдельные осмысленные слова, как правило, касающиеся бытовых предметов.
2 степень – ребенок строит предложения, но слова могут носить «лепетный» характер, быть незаконченными. Начинается использование различных грамматических форм.
3 степень – у ребенка имеется развернутая речь с небольшими отклонениями в произнесении звуков, грамматических форм слов.
Несмотря на общепринятое деление по степеням (уровням/стадиям) у двух детей с одинаковыми записями в карточке могут быть совершенно разные трудности. С одним ребенком нужно больше заниматься грамматикой, а с другим – объяснять разницу между звуками.
В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод она призналась, что ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын.